1.1. Рабочая программа, согласно статье 32 Закона РФ «Об образовании» - это нормативный документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования и уровня подготовки обучающихся по конкретному предмету учебного плана, курса внеурочной деятельности ОУ. Рабочая программа реализует планируемые результаты основной образовательной программы ОУ.
1.2. Настоящее положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета в МБОУ СОШ № 141.
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 141» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт)
Цель реализации основной образовательной программы основного общего образования — обеспечение выполнения требований Стандарта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости;
достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;
организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Учащиеся ( мальчики) 5, 6, 7, 8, 9- классов МБОУ № 141 в возрасте 12-15 лет.
Наименование программы.
Рабочая программа среднего общего образования по технологии (базовый уровень)
Направление:Технический труд.
Дата принятия решения о разработке программы .
Решение методического совета МБОУ № 141 г. Челябинска , протокол № 1 от 30.08. 2011 года.
Заказчик программы.
Субъекты образовательного сообщества 5,6,7,8,9- общеобразовательных классов МОУ №141 г.Челябинска.
Разработчик программы.
С.И. Девин
Цель программы.
Оказание содействия обучающимися 5,6,7, 8, 9- классов базового профиля МБОУ № 141 г.Челябинска в освоении содержания технологического образования.
Ведущие принципы построения программы.
Целостность и непрерывность; научность в сочетании с доступностью; строгость и систематичность изложения; практико- ориентированность; принцип развивающего обучения.
Назначение программы.
Для обучающихся и родителей( законных представителей) 5-9 классов МБОУ №141 г.Челябинска данная Программа обеспечивает реализацию их прав на информацию об объёме учебных услуг по технологическому образованию в этих классах, права на выбор этих услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.
Для педагогического коллектива МБОУ №141 г.Челябинска данная Программа определяет приоритеты в содержании технологического образования в этих классах и способствует интеграции и координации деятельности педагогов в учебном процессе.
Для муниципального органа управления образования данная Программа является основанием для определения качества реализации определённого объёма гарантированных услуг по технологии в 5-9 классах МБОУ № 141 г.Челябинска.
Уровень освоения содержания технологического образования.
Базовый.
Сроки освоения программы.
Продолжительность реализации программы - 5 лет. Объём учебного времени-350 часов.
Режим учебных занятий.
5класс- 2 часа в неделю.6 класс- 2 часа в неделю.7класс- 2 часа в неделю. 8 класс- 2 часа в неделю. 9 класс- 2 часа в неделю.
Виды и формы контроля.
Текущий, промежуточный и итоговый контроль. Тестовые задания по разделам программы, контрольные работы, практические задания, проекты.
Форма освоения программы.
Очная.
Результаты реализации программы.
Формирование трудовой и технологической культуры школьника, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности, освоение знаний и умений по технологическому образованию, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда.
Программа рассчитана на 350 часов за курс, (по 2 часа в неделю).
Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Рабочая программа составлена для детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом психофизических особенностей развития учащихся и направленная на восполнение пробелов предшествующего обучения; нормализацию и совершенствование учебной деятельности; повышение работоспособности; нормализацию эмоционально-волевой сферы; активизацию познавательной деятельности, а именно:
Развитие долговременной памяти, формирование познавательных интересов;
Развитие гибкости восприятия;
Развитие практического мышления, способности концентрировать активное внимание;
Развитие объёма практических знаний и умения делать выводы на основе жизненного опыта;
Развитие гибкости мышления и словесно-логического мышления;
Развитие способности оперировать числами;
Развитие образного мышления и пространственного воображения;
Повышение эффективности процессов памяти и способности к сосредоточению.
Рабочая программа учитывает возрастные особенности учащихся, их способности, интересы и потребности и использует следующие технологии в работе:
технологии сотрудничества (игры, работа в группе, работа в парах, совместное решение проблем и др.);
контролирующие (самостоятельные и контрольные работы и др.);
здоровьесберегающие (смена видов деятельности и др.).
Цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования и требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки выпускников средней школы и решает основные задачи и цели курса:
Развитие системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, рольинформационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
Совершенствование умения применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов ипроцессов, используя при »этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении другихшкольных дисциплин;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методовинформатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
На изучение предмета информатика и ИКТ в инвариантной части ОБУП на учебный предмет «Информатика и ИКТ», который входит в образовательную область «Математика», в 8 классе выделено 1 час в неделю, в школьном учебном плане -2 часа в неделю с целью реализации программы.. С учетом этого календарно-тематическое планирование составлено на 70 часов.В 9 классе выделено 2 часа в неделю, в школьном учебном плане -2 часа в неделю. С учетом этого календарно-тематическое планирование составлено на 70 часов.
Цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений. Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования и требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки выпускников средней школы и решает основные задачи и цели курса:
Развитие системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, рольинформационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
Совершенствование умения применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов ипроцессов, используя при »этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении другихшкольных дисциплин;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методовинформатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
На изучение предмета информатика и ИКТ в инвариантной части ОБУП на учебный предмет «Информатика и ИКТ», который входит в образовательную область «Математика», в 8 классе выделено 1 час в неделю (35 ч в год). В 9 классе выделено 1 часа в неделю (35 ч в год
В основе отбора содержания учебного материала по курсу физики лежат следующие принципы:
научность (ознакомление школьников с объективными научными фактами, понятиями, законами, теориями, с перспективами развития физики и астрономии, раскрытие современных достижений науки);
генерализация (фундаментальность) знаний (объединение учебного материала на основе научных фактов, фундаментальных понятий и величин, теоретических моделей, законов и уравнений, теорий);
целостность (формирование целостной картины мира с его единством и многообразием свойств);
преемственность и непрерывность образования (учет предшествующей подготовки учащихся);
систематичность и доступность (изложение учебного материала в соответствии с логикой науки и уровнем развития школьников);
гуманитаризация образования (представление физики и астрономии как элемента общечеловеческой культуры);
эволюционность в развитии представлений о дискретном строении вещества, в формировании Солнечной системы, звезд, Вселенной;
экологичность содержания (обсуждение социальных и экономических аспектов охраны окружающей среды;
рассмотрение влияния на живой организм факторов природной среды, Вселенной).
Рабочая программа по физике составлена для организации образовательного процесса в основной школе по учебному предмету «Физика» в МБОУ СОШ № 141 г. Челябинска. Рабочая программа рассчитана на 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в 7,8 и 9 классах по 70 часов из расчета по 2 учебных часа в неделю. В программе предусмотрена возможность для реализации авторских подходов, использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учет местных условий. Рабочая программа включает обоснование выбора программы и учебника, календарно – тематическое планирование, характеристику контрольно – измерительных материалов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физическая культура, как любой другой предмет, включённый в Базисный учебный план, также ориентирована на достижение этой цели. В свою очередь, специфической целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного хранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Образовательный процесс учебного предмета «Физическая культура» в основной школе направлен на решение следующих задач:
- содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
- обучение основам базовых видов двигательных действий;
- дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости);
- формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств; - выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;
- углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности о время занятий, оказание первой помощи при травмах;
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами сорта в свободное время;
- выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи; - формирование адекватной оценки собственных физических возможностей:
Основные цели и задачи обучения английскому языку в основной школе в рамках данного курса направлены на:
формирование у учащихся более глубокого представления о роли и значимости АЯ в жизни современного человека и поликультурного мира, приобретение нового опыта использования АЯ как средства межкультурного общения, как инструмента познания мира и культуры других народов;
дальнейшее развитие гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну и осознание своей этнической и национальной принадлежности через изучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей;
дальнейшее развитие активной жизненной позиции. Учащиеся основной школы должны иметь возможность обсуждать актуальные события из жизни, свои собственные поступки и поступки своих сверстников, выражать своё отношение к происходящему, обосновывать собственное мнение, что будет способствовать их дальнейшей социализации и воспитанию граждан России;
дальнейшее формирование коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности общаться с носителями языка на уровне своих речевых возможностей и потребностей в разных формах: устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо). У учащихся продолжится работа по расширению лингвистического кругозора, у них углубится представление о строе изучаемого языка и его основных отличиях от родного языка;
дальнейшее развитие основ коммуникативной культуры. Учащиеся научатся ставить и решать более сложные коммуникативные задачи, адекватно использовать более широкий диапазон речевых и неречевых средств общения, на новый уровень развития поднимется способность соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и доброжелательными речевыми партнерами;
продолжение формирования уважительного отношения к чужой (иной) культуре через знакомство с культурой англоязычных стран;
формирование более глубокого осознания особенностей культуры своего народа;
дальнейшее развитие способности представлять на АЯ родную культуру в письменной и устной форме общения;
достижение более высокого уровня положительной мотивации и устойчивого учебно- познавательного интереса к предмету «Иностранный язык», на дальнейшее развитие необходимых УУД и специальных учебных умений (СУУ).
Должен осуществиться переход от приобретённого в начальной школе умения выполнять наиболее рациональным способом различные виды учебных заданий к учебной деятельности с элементами самообразования и саморазвития. Обучение на уровне основного общего образования призвано заложить основы успешной учебной деятельности по овладению АЯ на завершающем уровне образования.
Программа по математике составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте основного общего образования с учётом преемственности с примерными программами для начального общего образования по математике. В ней также учитываются доминирующие идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и способствуют формированию ключевой компетенции - умения учиться.
Курс математики 5-6 классов является фундаментом для математического образования и развития школьников, доминирующей функцией при его изучении в этом возрасте является интеллектуальное развитие учащихся. Курс построен на взвешенном соотношении новых и ранее усвоенных знаний, обязательных и дополнительных тем для изучения, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности усвоения знаний учащимися. Практическая значимость школьного курса математики 5-6 классов состоит в том, что предметом её изучения являются пространственные формы и количественные соотношения реального мира.
В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, т.к. математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности. Математика является одним из опорных школьных предметов. Математические знания и умения необходимы для изучения алгебры и геометрии в 7-9 классах, а также для изучения смежных дисциплин.
формировать представления о составляющих техносферы, современном производстве и распространенных в нем технологиях;
приобретать практический опыт познания и самообразования, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах практико-ориенитированной и исследовательской деятельности;
подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
В процессе преподавания учебного предмета «Технология» решены следующие задачи:
а) формировать политехнические знания и технологической культуры учащихся;
б) прививать элементарные знания и умения по ведению домашнего хозяйства и расчёту бюджета семьи;
в)знакомить с основами современного производства и сферы услуг;
г) развивать самостоятельность и способность решать творческие, исследовательские и изобретательские задачи;
д) обеспечивать изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
е) воспитывать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, человечность и милосердие, обязательность, честность, ответственность и порядочность, патриотизм, культуру поведения и бесконфликтное общение;
ж) овладевать основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и уметь применять их при реализации собственной продукции и услуг;
з) развивать эстетическое чувство и художественную инициативу, оформлять потребительские изделия с учётом требований дизайна и декоративно-прикладного творчества для повышения конкурентоспособности при реализации
Целями и задачами изучения географии в основной школе являются:
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведения в окружающей среде;
формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, компьютерные программы, презентации);
выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение предмета «Литература» направлено на достижение следующих целей:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которое существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.
Цели изучения обществознания в основной школе.
воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
развитие личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом возрасте, повышение уровня её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становление социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышение мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;
формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нём и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоение учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулированияобщественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоение ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;