Бережливые технологии в образовательной организации
В современных условиях широкое распространение получила концепция бережливого производства, которая включает в себя множество инструментов, использование которых приводит к повышению производительности труда, за счет сокращения времени необходимого для получения результата. На сегодняшний день бережливые технологии массово внедряют не только на предприятия, но и в образовательные организации.
Основной задачей бережливых технологий является оптимизация любого процесса как производственного, управленческого, так и образовательного, благодаря выявлению и устранению потерь. Непрерывное совершенствование процессов значительно облегчает деятельность любых организаций и производств. Отличительной чертой применения бережливых технологий является изменение отношения у сотрудников к своей трудовой деятельности. Образование в этом направлении имеет много специфических особенностей, однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы.
Бережливые технологии в образовательных организациях – это технологии, которые повышают качество образования с минимальными затратами. Следовательно, бережливые технологии применяемые в области образования, повышают уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг и их законных представителей, а также сотрудников образовательного учреждения как работников организации.
Внедрение бережливых технологий в образовательных организациях возможно осуществить и реализовать за счет решения следующих задач:
• организовать рабочие места сотрудников образовательного учреждения;
• разработать технологии вовлечения учеников в образовательный процесс;
• организовать курсы повышения квалификации для сотрудников образовательной организации с применением бережливых технологий;
• улучшить материально-техническую базу;
• внедрить систему стимулирования для работников, которые применяют элементы бережливых технологий;
• развить информационно-образовательное пространство и образовательную инфраструктуру;
• развить практико-ориентированное обучение, которое направлено на решение проблем при помощи бережливых технологий;
• внедрить концепции бережливых технологий в инструменты и методы образования по отдельности, которые составляют единую систему.
Наиболее распространенные в образовательных организациях инструменты бережливого производства:
• выявление и устранение потерь;
• стандартизация;
• организация рабочего пространства (5S);
• визуализация;
• канбан (доска задач);
• кайдзен (создание непрерывного потока ценностей, непрерывное улучшение).
Нормативные документы:
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области №01/950 от 26.04.2022 г. «О проведении в 2022 году конкурса лучших практик внедрения бережливых технологий в образовательных организациях Челябинской области»
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области №01/3307 от 29.12.2021 г. «Об утверждении целевых показателей результативности внедрения бережливых технологий в органах местного самоуправления Челябинской области, осуществляющих управление в сфере образования»
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области №01/2488 от 30.09.2021 г. «О внедрении бережливых технологий в системе образования Челябинской области»
- ГОСТ Р 56908-2016 Национальный стандарт Российской Федерации. Бережливое производство. Стандартизация работы
- ГОСТ 56907-2016 Визуализация
- ГОСТ 56906-2016 Национальный стандарт Российской Федерации. Бережливое производство. Организация рабочего пространства 5С
- ГОСТ Р 56407-2015 Национальный стандарт Российской Федерации. Бережливое производство. Основные методы и нструменты
- ГОСТ 56406-2015 АУДИТ
- ГОСТ Р 56405-2015 Процедура оценки
- ГОСТ Р 56404-2015 Требование к системе менеджмента
- ГОСТ Р 56020-2020 Основные положения и словарь
Региональные документы:
- Состав Координационного совета по внедрению бережливых технологий в системе образования Челябинской области
- План мероприятий (Дорожная карта) по внедрению бережливых технологий в Челябинской области
- Функциональная структура управления проектом по внедрению бережливых технологий в системе образования Челябинской области
- Положение по внедрению бережливых технологий в системе образования Челябинской области
Муниципальные документы:
- Приказ Комитета по делам образования города Челябинска №2294-у от 15.09.2021 "О внедрении технологий в муниципальной системе образования города Челябинска"
- Приказ Комитета по делам образования города Челябинска №2295-у от 15.09.2021 "О создании проектного офиса"
Документы МБОУ "СОШ № 141 г. Челябинска":
- О внедрении бережливых технологий в МБОУ «СОШ № 141 г. Челябинска»
- План мероприятий (Дорожная карта) по внедрению бережливых технологий в МБОУ "СОШ № 141 г. Челябинска"
- Карточка проекта «Умный свет»